На главную
Укр | Ру | En | Fr

Круглый стол

«Наука образование педагогика: новая рациональность и преодоление интенций тоталитаризма»

25 июня: 10.00–12.45, 14.00–17.00

К. 500, 5-й этаж

Ведущая — Светлана Александровна Черепанова

Секретарь — Тимофей Николаевич Черопита

Вопросы для обсуждения

1. Онтологически-ценностные основы образования и дискурс власти.

2. Феномен университета и тоталитаризм; границы сопротивления тоталитаризму в университетском пространстве: драма лояльного разума.

3. Формирование гражданского общества и правового государства. Пути преодоления авторитарных методов в образовании и воспитании. Роль семьи, дошкольных учреждений, школы, внешкольной среды, соотношение их функций. Преимущества и недостатки унифицированной системы воспитания, контролируемой государством.

4. Образование как самоорганизующаяся система. «Науки о природе» — «науки о человеке» — «науки о культуре» — тип научной рациональности в пространстве глобального коммуникативного взаимодействия. Дихотомия «свой — чужой».

5. Системное решение проблемы «наука — университет», фундаментализация образования, кардинальная переориентация научного обеспечения образования в Украине и европейские вызовы.

6. Онтологическое конституирование философии образования как философии человека. Специфика мироотношения, культура и тип личности: индивидуалистический (Запад), коллективистский (Восток). Человекомерность педагогической деятельности. Гуманитария и современный тип педагога как «субъекта культуры». Оптимизация педагогической деятельности в Украине: гуманитарно-праксеологический подход.

7. Актуализация подготовки педагогов «гуманитарно-образованных»; высшая школа — единство «обучения — науки — культуры; научное учреждение и независимый центр научной мысли нации» (В. Вернадский).

 

Участники:

Алексей Андреевич Бабий (Красноярск)

Полина Ивановна Барвинская (Одесса)

Виталий Григорьевич Безрогов (Москва)

Наталия Валерьевна Герасимюк (Одесса)

Михаил Григорьевич Гордиенко (Ирпень)

Олег Борисович Дёмин (Одесса)

Оксана Андреевна Довгополова (Одесса)

Елена Алексеевна Ефимова (Москва)

Виктор Викторович Зинченко (Киев)

Михаил Евстахович Зубрицкий (Дрогобыч)

Карина Ацамазовна Казакова (Сыктывкар)

Вячеслав Александрович Кузнецов (Одесса)

Светлана Леонидовна Кузьмина (Симферополь)

Валерий Валерьевич Левченко (Одесса)

Инна Ивановна Лисович (Казань)

Наталия Николаевна Лупак (Тернополь)

Любовь Анатольевна Максимова (Сыктывкар)

Александр Евгеньевич Музычко (Одесса)

Эдуард Петрович Петровский (Одесса)

Эльвира Германовна Плесская (Одесса)

Вера Владимировна Самодурова (Одесса)

Сергей Григорьевич Секундант (Одесса)

Виктория Анатольевна Суковатая (Харьков)

Дмитрий Павлович Урсу (Одесса)

Светлана Александровна Черепанова (Львов)

Тимофей Николаевич Черопита (Одесса)

 

Студенты:

Юлия Валерьевна Иорданова (Донецк)

Виктория Сергеевна Павленко (Одесса)

Ксения Александровна Петко (Одесса)

 

Материалы для обсуждения, представленные участниками конференции:

«Историко-правовые экспедиции: сопереживание как инструмент демифологизации», А. А. Бабий, председатель красноярского общества «Мемориал»

«Наука в условиях партийного контроля: политика СЕПГ 50–60 годов ХХ века в сфере восточноевропейских исследований», П. И. Барвинская, кандидат исторических наук, доцент; доцент кафедры новой и новейшей истории исторического факультета ОНУ имени И. И. Мечникова

«Школьный учебник 1930-х годов, или Дети на просторах тоталитарного режима», В. Г. Безрогов, доктор педагогических наук, доцент, главный научный сотрудник Института теории и истории педагогики Российской академии образования (Москва)

«Г. И. Потапенко — выдающийся ученый и «враг народа», Н. В. Герасимюк, аспирантка кафедры ботаники биологического факультета ОНУ имени И. И. Мечникова

«Политическая социализация как способ воспитания гражданской зрелости личности», М. Г. Гордиенко, кандидат политических наук, доцент; доцент кафедры философии и политологии Национального университета государственной налоговой службы Украины (Ирпень)

«Провинциальная советская историческая наука в условиях тоталитаризма», О. Б. Дёмин, доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой новой и новейшей истории исторического факультету ОНУ имени И. И. Мечникова

«Интеллектуальная контрабанда как способ существования интеллектуала в тоталитарном пространстве», О. А. Довгополова, доктор философских наук, доцент, профессор кафедры философии естественных факультетов философского факультета ОНУ имени И. И. Мечникова

«Из истории игровой культуры довоенной Одессы: Ефим Маркович Минскин и одесская игротека», Е. А. Ефимова, кандидат педагогических наук, сотрудник Московского городского Дворца детского (юношеского) творчества

«Украинские идеологемы тоталитаризма: гражданская институализация созидания нации, патриотизма и созидания государства между Сциллой этноцентризма и Харибдой корпоративности», В. В. Зинченко, доктор философских наук, профессор, главный научный сотрудник Института высшего образования Национальной академии педагогических наук Украины(Киев)

«Общественно-политические взгляды Ивана Франко в контексте ХХІ века», М. Е. Зубрицкий, научный сотрудник Института франковедения Дрогобычского государственного педагогического университета имени Ивана Франко

«Несломленные: в борьбе за жизнь и науку», К. А. Казакова, кандидат исторических наук, доцент кафедры связей с общественностью и рекламы Сыктывкарского государственного университета

«Одесский период жизни и научно-педагогической деятельности профессора Ю. П. Мирюты», В. А. Кузнецов, кандидат исторических наук, научный сотрудник Центра научных исследований по истории образования, науки и техники имени В. И. Липского (Одесса)

«Методология советской педагогики: игры в науку с тоталитарной идеологией», С. Л. Кузьмина, доктор философских наук, доцент, профессор кафедры педагогики Таврийского национального университета имени В. И. Вернадского (Симферополь)

«Репрессивные действия политических режимов в отношении ученых-историков Одессы в 1917–1953 годы», В. В. Левченко, кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры украиноведения и иностранных языков Одесского национального морского университета

«Репрезентация образа ученого и научных практик в советской и постсоветской культурах», И. И. Лисович, кандидат филологических наук, доцент; доцент кафедры философии и культурологии Казанского государственного университета культуры и искусств

«Образовательные технологии в тоталитарном государстве», Н. Н. Лупак, кандидат филологических наук, доцент; доцент кафедры педагогического мастерства и образовательных технологий Тернопольского национального педагогического университета имени Владимира Гнатюка

«Репрессированные ученые в ИТЛ ГУЛАГа на территории Коми АССР», Л. А. Максимова, кандидат исторических наук, доцент, заведующая кафедрой истории России и зарубежных стран Сыктывкарского государственного университета

«Историческая мысль как способ сопротивления авторитаризму и тоталитаризму: южноукраинский контекст», А. Е. Музычко, кандидат исторических наук, доцент; доцент кафедры истории Украины исторического факультета ОНУ имени И. И. Мечникова

«Одесский государственный университет как объект советской репрессивной политики в 1930-е годы», Е. П. Петровский, кандидат исторических наук, доцент; доцент кафедры истории Украины исторического факультета ОНУ имени И. И. Мечникова

«К вопросу о причинах несостоятельности национально-культурной политики СССР в 1920–1930-х годах (на примере немецких учебных заведений)», Э. Г. Плесская, кандидат исторических наук, доцент, член Международной ассоциации исследователей истории и культуры российских немцев, член Совета немцев Украины (Одесса)

«Геополитический изгой: Иван Иванович Дусинский», В. В. Самодурова, главный библиограф научной библиотеки ОНУ имени И. И. Мечникова

«Система высшего образования в условиях трансформации тоталитарного общества», С. Г. Секундант, кандидат философских наук, доцент, заведующий кафедрой философии и основ общегуманитарного знания философского факультета ОНУ имени И. И. Мечникова

«Формирование тоталитарного языка и мышления в Третьем рейхе (на материале «Записок филолога» В. Клемперера)», В. А. Суковатая, доктор философских наук, профессор; профессор кафедры теории культуры и философии науки Харьковского национального университета имени В. Н. Каразина

«Ученые Одессы — жертвы идеологических кампаний 1946–1953 годов», Д. П. Урсу, доктор исторических наук, профессор; профессор кафедры новой и новейшей истории исторического факультета ОНУ имени И. И. Мечникова

«Философия образования как преодоление тоталитаризма: гуманитарно-культуротворческий вектор», С. А. Черепанова, доктор философских наук, доцент, преподаватель культурологии педагогического колледжа Львовского национального университета имени Ивана Франко

«Проблема раскрытия сущности тоталитаризма в современном школьном образовании», Т. Н. Черопита, аспирант кафедры культурологии философского факультета ОНУ имени И. И. Мечникова

 

Стендовые доклады студентов:

«Повседневная жизнь украинской научной интеллигенции в начале ХХ века и в 1920–1930-е годы: анализ эпистолярного наследия научных работников», Ю. В. Иорданова, студентка 3-го курса исторического факультета Донецкого национального университета

«Культура детства в условиях массовизации сознания», В. С. Павленко, студентка 5-го курса философского факультета (кафедра культурологии) ОНУ имени И. И. Мечникова

«Жанр «критика буржуазной идеологии» в советской философии (на примере анализа трудов Х. Ортеги-и-Гассета советскими учеными в конце 1960-х — 1970-х годах)», К. А. Петко, студентка 4-го курса философского факультета (кафедра философии естественных факультетов) ОНУ имени И. И. Мечникова

 

Дополнительные источники:

Вернадский В. И. О науке. Научная деятельность. Научное образование. — СПб., 2002. — Т. 2. — 600 с.

Кримський С. Б. Запити філософських смислів. — К.: Парапан, 2003. — 240 с.

Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: новый диалог человека с природой: пер. с англ. Ю. А. Данилова. — М.: Прогресс, 1986. — 432 с.

 

Регламент:

1. Выступление по вопросу основного докладчика и содокладчика (-ов) — до 10 мин. каждый

(просьба подготовить письменный текст до 7000 знаков)

2. Выступление участника в обсуждении — до 3 мин.

3. Вопрос участника или слушателя — до 1 мин.

4. Реплика-комментарий участника или слушателя — до 2 мин.

5. При нарушении регламента ведущий имеет право прервать выступающего.

6. По согласованию с участниками ведущий имеет право изменить порядок обсуждения вопросов, объединить их или предложить новые вопросы для обсуждения, сократить или увеличить время заседания круглого стола.

7. Итог круглого стола (по согласованию с участниками) — общие тезисы, предлагаемые для СМИ, обращения в органы власти, ведомственные структуры, научные и учебные заведения.

Просьба ко всем участникам: во время заседания выключить звук у мобильных телефонов.