Тематические направления для обсуждения на конференции
(предварительные предложения)
- философские категории бытия и познания, их функционирование в тоталитарном обществе и осознание (или не осознание) человеком;
- тоталитаризм как система, соотношение объективных и субъективных параметров; системные признаки тоталитарного государства и тоталитарного общества, роль и место в них человека;
- соотношение понятий «масса» — «народ» — «нация»; «человек» — «личность»; «народ» — «партия» — «вождь»; место этих понятий в тоталитарном обществе; системные признаки тоталитарного сознания и поведения, методы формирования коллективного подсознательного;
- исторические формы деспотии, тирании, диктатуры, тоталитаризма, авторитаризма, общее и отличное между ними, роль человека как субъекта и объекта истории;
- организационно-правовые основы формирования и функционирование тоталитарных режимов; нормы права и правовые принципы, соотношение законов и подзаконных актов; юридическое оформление прав, обязанностей человека и ответственности за их нарушение; сравнительная характеристика правовых норм разных государств разных исторических периодов; правовой нигилизм в истории и современности;
- политико-идеологическая составляющая тоталитарного государства; иерархичность системы и место человека в этой иерархии; мифологизация и сакрализация общественного сознания; харизматичность лидера;
- массовое общество и тоталитаризм;
- средства массовой информации, их функции в тоталитарном государстве; их роль в противостоянии тоталитаризму и его предотвращении;
- экономические системы разных тоталитарных государств, функции в них человека; преимущества и недостатки планового хозяйства и государственного заказа; соотношение сфер производства и потребления; роль принудительного труда;
- репрессии как системная составляющая тоталитарного общества и тоталитарного государства; разновидности и формы репрессий в истории и современности; самоосознание и самооценка репрессированного и его родственников; отношение общества к репрессированному (сравнение разных периодов);
- топос лагеря, зоны, тюрьмы, спецпоселения, спецобъекта и т. д. в тоталитарных государствах; функции в них человека; влияние этого пространства на сознание и поведение человека (узника, вольнонаемного, охранника, местного жителя, прочих);
- роль правоохранительных органов в тоталитарных государствах, их репрессивная сущность; презумпция вины человека; самоосознание и самооценка сотрудников спецслужб;
- милитаристская составляющая тоталитарного общества;
- проблемы культуры в тоталитарных государствах; типы культурного героя разных тоталитарных обществ — общее и отличное;
- детство в тоталитарном обществе: характеры, роли, нормы, ценности, модели и реальность повседневного существования;
- проблемы воспитания и образования в тоталитарных государствах; роль человека в этих сферах; ограничение личной свободы; преимущества и недостатки государственного заказа;
- проблемы науки и техники в тоталитарных государствах; роль человека в этих сферах; ограничение свободы творчества; преимущества и недостатки государственного заказа;
- проблемы литературы и искусства в тоталитарных государствах; роль человека в этих сферах; ограничение свободы творчества; преимущества и недостатки государственного заказа;
- проблемы языка в тоталитарных государствах; создание «нового языка» и его влияние на сознание, подсознание и поведение человека; ограничение личной свободы;
- проблемы религии и церкви в тоталитарных государствах; роль человека в этих сферах; ограничение свободы совести и личной свободы человека;
- национальные проблемы в тоталитарных государствах; варианты их «решения»; закономерности эволюции национальных движений; проблема национальной самоидентификации в тоталитарном обществе;
- диссидентские движения в тоталитарных государствах, их направления и внутренние противоречия; личность в противостоянии государству;
- формы и методы сопротивления тоталитаризму: мировая практика ХХ и XXI столетий;
- привлекательность тоталитарной системы для человека; причины ностальгии за тоталитарным прошлым;
- современные проявления тоталитарности в разных сферах бытия, их причины и следствия;
- формы, средства, методы, пути противостояния тоталитаризму и его современным проявлениям как в самом человеке, так и в обществе в целом; роль международного права и международных организаций в этом процессе;
- проблемы формирования гражданского общества и правового государства; роль образования и воспитания в этом процессе; пути преодоления авторитарных методов в образовании и воспитании;
- проблемы исторической памяти в современном обществе, переосмысление прошлого, демифологизация и новая мифологизация общественного сознания; проблемы доступа к архивным и другим первоисточникам по истории тоталитаризма и репрессий, их обнародование;
- Мемориалы: памятные места, музеи, кладбища, памятники и др., их место в современном обществе;
- Мемориалы: персональные судьбы репрессированных, документы, материалы, электронные базы данных;
- роль информационных технологий в сохранении, систематизации, широком обнародовании исторической информации, в том числе о массовых репрессиях в тоталитарных государствах и других преступлениях против человечества;
- презентации Ваших книг, сборников, научных разработок, рабочих программ учебных курсов и спецкурсов, научных, художественных, публицистических произведений, общественных проектов, фотовыставок, телепрограмм, фильмов и прочее;
- другие Ваши предложения…
P. S. В программу конференций войдут лишь те направления, которые будут основательно и широко представлены в материалах, присланных участниками конференции.