На главную
Укр | Ру | En | Fr

Круглый стол

«Искусство в тоталитарном и посттоталитарном обществе»

26 июня: 10.00–12.45, 14.00–17.00

К. 400, 4-й этаж

Ведущая — Вера Владимировна Савченко

Секретарь — Ирина Валерьевна Косюга

Вопросы для обсуждения

1. Воплощение идей и принципов тоталитаризма в художественных произведениях; иерархия видов искусства, родов и жанров литературы.

2. Отражение жизни тоталитарного общества в литературе и других видах искусства.

3. Преимущества и недостатки государственного заказа в сфере искусства.

4. Ограничение свободы творчества в тоталитарном обществе; судьбы художников.

5. Переосмысление и преодоление тоталитаризма в искусстве, эффект отчуждения.

6. Оппозиционные формы искусства, нонконформизм и диссидентство.

7. Современное искусство о феномене тоталитаризма.

 

Участники:

Владимир Варламович Багацкий (Одесса)

Анна Дмитриевна Беньковская (Одесса)

Ирина Сергеевна Ванда (Киев)

Валентина Николаевна Вербенко (Одесса)

Оксана Александровна Демура (Киев)

Дарья Владимировна Дубривная (Одесса)

Виктор Михайлович Кириллов (Нижний Тагил)

Ольга Александровна Котова (Одесса)

Лидия Витальевна Кузнецова (Санкт-Петербург)

Марина Орестовна Кульчицкая (Львов)

Виктор Леонидович Левченко (Одесса)

Татьяна Игоревна Лупак (Тернополь)

Алексей Александрович Маленко (Одесса)

Екатерина Валентиновна Пащенко (Одесса)

Лидия Семеновна Савкова (Одесса)

Вера Владимировна Савченко (Одесса)

Екатерина Викторовна Степанец (Одесса)

Анна Сергеевна Шапиро (Одесса)

Оксана Григорьевна Шупта-Вязовская (Одесса)

Елена Леонидовна Яворская (Одесса)

 

Студенты:

Владимир Владимирович Бекмеметьев (Пермь)

Светлана Сергеевна Голембиевская (Одесса)

Владимир Николаевич Иванов (Одесса)

Ирина Валерьевна Косюга (Одесса)

Татьяна Анатольевна Мельник (Одесса)

Алина Валерьевна Мусиенко (Одесса)

Ксения Зиновьевна Стоянова (Одесса)

 

Материалы для обсуждения, представленные участниками конференции:

«Художник в поисках истины, добра и красоты (публицистика львовского художника Любомира Медведя)», В. В. Багацкий, кандидат исторических наук, доцент; доцент кафедры культурологии философского факультета ОНУ имени И. И. Мечникова

«Стратегии панегирика: аль-Мутанабби, „сталинский текст“», А. Д. Беньковская, старший преподаватель кафедры мировой литературы филологического факультета ОНУ имени И. И. Мечникова

«Репрезентация тоталитарной экзистенции человека в кинематографе ХХІ столетия», И. С. Ванда, старший преподаватель и аспирантка кафедры культурологии Института философского образования и науки Национального педагогического университета имени М. П. Драгоманова (Киев)

«Модель мира в романе Михаила Булгакова „Белая гвардия“», В. Н. Вербенко, старший преподаватель кафедры мировой литературы филологического факультета ОНУ имени И. И. Мечникова

«Мифологично-религиозное цитирование в художественной культуре советского искусства тоталитарного периода», О. А. Демура, аспирантка кафедры культурологии Института философского образования и науки Национального педагогического университета имени М. П. Драгоманова (Киев)

«Одесские художники-нонконформисты 60–70-х годов ХХ века», Д. В. Дубривная, библиотекарь научной библиотеки Одесского национального университета имени И. И. Мечникова

«Литература и власть от Сталина до Брежнева», В. М. Кириллов, доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой истории, теории и методики обучения Нижнетагильской государственной социально-педагогической академии

«Формирование одесского художественного нонконформизма в социокультурном пространстве Украины 1960–1980-х годов», О. А. Котова, кандидат искусствоведения, и. о. доцента кафедры изобразительного искусства художественно-графического факультета Института искусств Южноукраинского национального педагогического университета имени К. Д. Ушинского (Одесса)

«Звериная самоидентификация человека как реакция на тоталитаризм (российский кинематограф XXI века)», Л. В. Кузнецова, кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры русского языка как иностранного и методики его преподавания филологического факультета Санкт-Петербургского государственного университета

«Художественное произведение как «свидетель» истории», М. О. Кульчицкая, кандидат филологических наук, доцент; доцент кафедры украиноведения Львовского государственного университета безопасности жизнедеятельности

«Мифостроительство и тоталитарное искусство», В. Л. Левченко, кандидат философских наук, доцент; доцент кафедры философии и методологии науки Одесского национального политехнического университета

«Развитие Закарпатской художественной школы в условиях тоталитаризма», Т. И. Лупак, аспирантка кафедры культурологии Института философского образования и науки Национального педагогического университета имени М. П. Драгоманова (Киев)

«Стилистическое оформление тоталитарного дискурса в архитектуре (на примере СССР и Третьего рейха)», А. А. Маленко, аспирант кафедры политологии Института социальных наук ОНУ имени И. И. Мечникова

«Освещение проблематики развития литературы и искусства шестидесятников в книге воспоминаний Ирины Жиленко „Homo feriens“», Е. В. Пащенко, филолог, выпускница ОНУ имени И. И. Мечникова

«Художественная интерпретация Холокоста глазами современника (романы Р. Гари)», Л. С. Савкова, кандидат филологических наук, доцент; доцент кафедры зарубежной литературы факультета романо-германской филологии ОНУ имени И. И. Мечникова

«Одесский нонконформизм 1960–1980-х годов: к анализу явления», В. В. Савченко, кандидат философских наук, доцент; доцент кафедры культурологи философского факультета ОНУ имени И. И. Мечникова

«Художественное фото Феликсы Ковальчик: способность иного видения», В. В. Савченко, кандидат философских наук, доцент кафедры культурологи философского факультета ОНУ имени И. И. Мечникова

«Принципы очуждения соцреалистической ритуализации общественного поведения в романе И. Багряного „Маруся Богуславка“», К. В. Степанец, магистр филологии, выпускница ОНУ имени И. И. Мечникова

«Тоталитаризм в зеркале искусства: репрезентация «события на пределе» в художественном произведении», А. С. Шапиро, аспирантка кафедры философии естественных факультетов философского факультета ОНУ имени И. И. Мечникова

«Осмысление результатов тоталитаризма в романе Юрия Щербака «Время смертохристев» (2011 год издания)»,О. Г. Шупта-Вязовская, кандидат филологических наук, доцент, заведующая кафедрой украинской литературы филологического факультета ОНУ имени И. И. Мечникова

«Отражение общественного настроения и механизма фальсификации дел в 1936–1937 годах в повестях С. Гехта «Поучительная история» (1939) и «Вместе (Опасность)» (1941)», Е. Л. Яворская, заместитель директора по научной работе Одесского литературного музея

 

Стендовые доклады студентов:

«Жертвенность, русская революция и коммунистический культ», В. В. Бекмеметьев, студент 2-го курса философско-социологического факультета Пермского государственного национального исследовательского университета (Пермь)

«Художественная фотография Феликсы Ковальчик в контексте своеобразности жизненного и творческого пути», С. С. Голембиевская и К. З. Стоянова, студентки 2-го курса философского факультета (кафедра культурологии) ОНУ имени И. И. Мечникова

«Выставочные и издательские проекты галереи «NT-Art» в осмыслении феномена одесского нонконформизма», Н. Дымчук, студентка 4-го курса, и А. Мусиенко, студентка 3-го курса философского факультета (кафедра культурологии), з/о ОНУ имени И. И. Мечникова, сотрудники галереи «NT-Art» (Одесса)

«Свобода личности: к истории взаимоотношений А. И. Куинджи и Санкт-Петербургской Академии художеств», В. Н. Иванов, студент 3-го курса философского факультета (кафедра культурологии), з/о ОНУ имени И. И. Мечникова, сотрудник Одесского дома-музея Н. К. Рериха

«Личность и творчество Николая Руденко (1920–2004)», И. В. Косюга, студентка 2-го курса филологического факультета ОНУ имени И. И. Мечникова

«Искусство в тоталитарной системе координат», Т. А. Мельник, студентка 3-го курса Института социальных наук (специальность «Международные отношения») ОНУ имени И. И. Мечникова

 

Регламент:

1. Выступление по вопросу основного докладчика и содокладчика (-ов) — до 10 мин. каждый

(просьба подготовить письменный текст до 7000 знаков)

2. Выступление участника в обсуждении — до 3 мин.

3. Вопрос участника или слушателя — до 1 мин.

4. Реплика-комментарий участника или слушателя — до 2 мин.

5. При нарушении регламента ведущий имеет право прервать выступающего.

6. По согласованию с участниками ведущий имеет право изменить порядок обсуждения вопросов, объединить их или предложить новые вопросы для обсуждения, сократить или увеличить время заседания круглого стола.

7. Итог круглого стола (по согласованию с участниками) — общие тезисы, предлагаемые для СМИ, обращения в органы власти, ведомственные структуры, научные и учебные заведения.

Просьба ко всем участникам: во время заседания выключить звук у мобильных телефонов.